Восьмого августа в российский прокат вышел новый фильм Квентина Тарантино «Однажды… в Голливуде». Эта девятая картина режиссёра (собирался снять всего десять) – своеобразная кульминация творческого пути. Отец «Криминального чтива» в этот раз снял фильм для себя. В итоге получилась энциклопедия кино 60-х, ностальгическая ода кинематографу.
Для рассказа о Голливуде, Квентин собирает целое созвездие актёров, как уже давно признанных, так и начинающих. Самые узнаваемые имена: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби и Аль Пачино.
Вперёд – в прошлое
Картина отправляет нас в Лос-Анджелес конца 60-х годов. Эта кинематографическая Мекка представлена во всём своём блеске: яркие вывески, солнечная погода, красивые люди в красивых костюмах и шикарные автомобили. Всё выглядит по-киношному идеализированным, как мечта или детское воспоминание шестилетнего Тарантино. Город будто сошёл с открытки – стильный, лакированный, полусказочный.
Здесь живут и работают актёр Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) – в прошлом главный герой популярного сериала о Диком Западе) – и его друг и дублёр Клифф Бут (Брэд Питт) – ветеран войны во Вьетнаме. Схожесть актёра и дублёра подчёркнута тем, что в начале фильма титры ДиКаприо и Питта перепутаны местами.
Для героев настало непростое время. Рик уже немолод, он продолжает сниматься в сериалах, но уже на вторых ролях, невольно продвигая своим именем новых звёзд индустрии. Каскадёр Клифф перепрофилировался в личного водителя Далтона и давно не появлялся на съёмочной площадке.
Здесь же в Голливуде, по соседству в Риком, поселяются молодожёны: кинорежиссёр Роман Полански (Рафаль Заверуха) и молодая актриса Шэрон Тейт (Марго Робби). Они представляют собой новое поколение кинематографа, приходящее на смену героям Питта и ДиКаприо.
2,5 часа на экране
Первые два часа фильма не происходит ничего значительного. Мы просто наблюдаем за жизнью героев и катаемся с ними на по городу под заводную музыку. Рик Далтон пытается смириться с угасанием своей популярности и уже не так категорично относится к идее сниматься в ненавистных итальянских вестернах. Клифф живёт, довольствуясь малым и помогая другу с делами по дому. Восходящая звезда 26-летняя Шэрон, видимо, ещё не совсем верит в свой успех и смотрит фильм со своим участием («Команда разрушителей» 1968), по-детски радуюсь смеху и аплодисментам зрителей. Почти лишённая текста героиня Марго Робби заставляет сопереживать себе не меньше, чем словоохотливый дуэт Далтона и Бута.
Преобладание созерцания. Небольшие сюжетные линии героев не столько рассказывают полноценные истории, сколько дают зарисовки характеров. Через них мы можем проникнуться персонажами, увидеть их суть. Кажется, персонажей мы знаем уже много лет. Но, с другой стороны, остаётся ощущение, словно на экране только и делают, что ходят, говорят ни о чём и катаются на машине со включённым радио. Какого-то глобального сюжета не наблюдается.
За последние полчаса тон фильма сменяется с беспечно лёгкого на напряжённый. Ожидание опасности переходит в какой-то безумный и кровавый слэшер. Одних зрителей такой резкий переход может удивить, а других рассмешить абсурдностью, драйвом и, пусть и мясницким, но вкусом.
Впрочем, неожиданная финальная смена настроения объясняется эпизодом из истории Америки, с которым русский зритель в большинстве своём незнаком.