Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

«Паразиты» – скромный победитель Каннского кинофестиваля

Дизайнерский шёлк Эль Фаннинг, изумруды Джулианны Мур, пайетки Евы Лонгория – лишь малая часть роскоши, блиставшей над красной ковровой дорожкой Каннского кинофестиваля. Но жюри в этом году покорили фильмы, повествующие как раз о противоположном – о бедности. Одной из призовых картин стала работа французского режиссёра Ладжа Ли «Отверженные», которая рассказывает историю парижских трущоб. А главную награду фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» – унесло произведение выходца из Южной Кореи Пона Чжун Хо «Паразиты».

Понятно каждому

Вот сырой подвал, дырявые носки и тараканы, а вот дом в стиле хай-тек и гараж на два мерседеса. Уникальность картины «Паразиты» в том, что при её просмотре у человека из любого уголка мира не возникает чувства дискомфорта. Того чувства, которое смущает, когда зритель не понимает каких-то шуток, деталей и отсылок, адресованных носителям определённой культуры. Проблема социального неравенства, которую освещает Пон Чжун Хо, интернациональна и близка большинству жителей цивилизованного общества. Но стратификация в обществе выводится режиссёром не просто как предмет для сочувствия. Она настолько сатирично и остроумно обыграна, что поначалу совершенно не давит и даже создаёт какую-то лёгкую атмосферу. Но только поначалу…

Сочетание несочетаемого

Грани между жанрами размыты так аккуратно, что после просмотра ленты не до конца понимаешь, в какой момент тонкая сатира превратилась в тяжёлую драму с элементами психологического триллера. Пон Чжун Хо постепенно сталкивает своего зрителя лицом к лицу с неразрешимой проблемой XXI века: стремительно двигающийся технологический прогресс создаёт огромную яму между теми, кому он помогает подняться, и теми, кого отсеивает как мусор. И подобное разделение подтверждается не только сильно разнящимся уровнем дохода, но и абсолютно противоположными ценностными ориентирами. Моральные принципы героев настолько отличаются, что спокойно существовать вместе они просто не могут.

Расчехляем метафору

С помощью основного художественного приёма режиссёр подчёркивает всю трагичность судьбы персонажей. Пон Чжун Хо уверен, что сменить грязные обноски на дорогие костюмы и при этом по-настоящему стать членом иного класса невозможно. Поглощённые урбанизацией отбросы общества навсегда останутся на краю жизни. Они могут как паразиты вцепиться в своего хозяина и подниматься за счёт него, но никогда не смогут его заменить. Более того, при первой же возможности, они проявят всё то, что на протяжении длительного времени воспитывала в них нищета.

Главным символом, который постоянно напоминает, к какой касте относятся герои – их запах. Пусть они хорошо одеты, помещены в дорогой интерьер и пьют многолетний виски – от них по-прежнему пахнет бедностью. А потому любой представитель высшего общества определит и сам запах, и его происхождение. Иллюстрация социального лифта или возможности перехода из одного класса в другой также появляется на протяжении всей ленты Пона Чжун Хо. В поисках красивой жизни персонажи постепенно поднимаются то в гору, то по лестнице, то ещё каким-либо образом пытаются оказаться выше. Но к концу всё равно вынуждены бежать вниз быстрее, чем поднимались. Бежать до самого подвала.

Заработав репутацию в Америке, режиссёр вернулся в родную Южную Корею. И это возвращение принесло весьма интересные плоды. Картина «Паразиты» смогла не просто составить конкуренцию произведениям таких мастодонтов киноискусства как Квентин Тарантино и Джим Джармуш, но и завоевать-таки главный приз. Кто знает, быть может Пону Чжун Хо и до «Оскара» немного осталось…